Приглашаем вас в путешествие по Грузии на современных мотороллерах с вайфаем. Удивительная природа, захватывающие виды, древние легенды, традиционные промыслы, грузинское гостеприимство — все это вы увидите, почувствуете и попробуете и, не слезая с седла (на самом деле нет), поделитесь впечатлениями с друзьями в интернете.
В редакцию ГГ часто обращаются отягощенные деньгами или привлеченные сравнительно дешевыми кредитами грузинских банков россияне, мечтающие о собственном жилье близ Черного моря. С просьбой подсказать, разузнать и помочь в приобретении новостройки. Сознаемся, мы составили этот текст, чтобы не тратить в очередной раз время на риторические ответы.
«У него в Батуми недвижимость, в новом доме прямо у моря!» — звучит хорошо, но на самом деле, это диагноз. Услышите такое, не завидуйте, посочувствуйте.
Представьте себе город, который раздувается вширь и ввысь как на дрожжах, презрев каноны архитектуры, санитарные нормы, законы физики и экономики. Город, застрявший в совковом прошлом, но мнящий себя новым Лас-Вегасом. И самое печальное: город, живущий исключительно сегодняшним днем, а будущее представляющий исключительно в радужном свете.
Это все про Батуми.
Самая доступная недвижимость, которую можно купить на местном рынке, называется «студия» в исполнении «черный каркас». Другими словами, каменный мешок площадью пару десятков квадратных метров с высотой потолков 2,5 без внутренних перегородок, без какой-либо отделки и коммуникаций, зато, возможно, с крохотным балкончиком, с которого открывается вид на море промеж других высотных домов. По цене примерно 600-1000 долларов за квадратный метр в зависимости от степени готовности объекта, его расположения и «позиционирования».
На приличный ремонт уйдет сопоставимая сумма. Потому что проект дома изначально неудачный (других почему-то почти не встречается), а исполнение ужасное.
Действительно хорошие материалы, а также технику, смесители, замки, петли, электрику и многое другое придется покупать втридорога или возить из России (или Турции, но дешевле не получится). А все прочее переделывать: дверные проемы переносить, окна менять — проданное по цене «черного каркаса» не выдерживает критики.
Когда-нибудь ремонт закончится. Но не у всех соседей. За стеной еще долго будет слышен шум болгарки и перфоратора, а многие квартиры так и останутся пустовать, пугая проходящих мимо по коридору темными и пустыми дверными проемами.
Жить среди стройки, грязи и шума будет неприятно, но придется — поскольку «уже уплочено». Стоит признать, только поэтому тысячи соотечественников в свой законный отпуск, раз за разом, год за годом, приезжают в пахнущие сыростью и бетонной пылью «аппартаметы», мучаются с колясками в тесных и темных коридорах, матюгаются на постоянно ломающиеся платные (отдельная история — ГГ расскажет об этом в другой раз) лифты и слушают волшебную музыку соседской дрели и штробореза.
Инвестиция? Не тут-то было. Не надо статистики, просто пройдитесь вдоль моря по красивому бульвару (за что стоит отдать должное властям города) от проспекта Шерифа Химшиашвили до порта. Посмотрите на недостроенные пятидесятипятиэтажные башни-близнецы, взгляните на еще не сданный в эксплуатацию монструозный дом-яйцо или на эту кракозябру с золотым шпилем и колесом обозрения, подвешенным сбоку (планировалось, что здесь будет университет, но правительству Аджарии он оказался не по карману).
Без разницы, сколько там квадратных метров, просто вообразите, что все эти муравейники в один прекрасный момент будут распроданы. И озадачьтесь вопросом: легко ли будет все эти тысячи квартир в будущем сдать или продать на вторичном рынке.
А батумский вторичный рынок недвижимости — повод для отдельной баллады.