Приглашаем вас в путешествие по Грузии на современных мотороллерах с вайфаем. Удивительная природа, захватывающие виды, древние легенды, традиционные промыслы, грузинское гостеприимство — все это вы увидите, почувствуете и попробуете и, не слезая с седла (на самом деле нет), поделитесь впечатлениями с друзьями в интернете.
Большинство путешественников, побывавших в Грузии, обязательно отмечают удивительный сплав Востока и Запада в архитектуре, культуре и жизненном укладе. Особенно эта «восточность», а если точнее, «турецкость», заметна на юго-западе страны, в Аджарии.
В сюжетах нескольких российских СМИ, недавно как по заказу отработавших тему влияния Турции на Аджарию, градус идеологии варьировался от «экономической зависимости» до «фактического поглощения». На самом деле, Аджария, которая 300 лет была под владычеством Османской империи, безусловно, связана с Турцией, в том числе, родственными связями. Однако статус их отношений сегодня правильнее всего определяется формулировкой «все сложно», в то время как Аджария была и остается частью Грузии.
С турками, или, как их называли в древности, сельджуками, а позднее — османами, Грузия воевала на протяжении всей истории. Славную победу одержал над ними Давид IV Строитель. Не раз бывали биты сельджуки войсками его правнучки великой царицы Тамар и ее мужа Давида Сослана. Дело матери продолжил и ее сын Георгий Лаша.
Однако после распада единого Грузинского царства, турки взялись за свое и постепенно начали захватывать приграничные территории. Ближайшим соседом было княжество Самцхе-Саатабаго со столицей в Ахалцихе, которое занимало территории современных Самцхе-Джавахетии и Аджарии, а также исторической области Тао-Кларджети, ныне находящейся в Турции. Это было самое крупное грузинское образование того времени, и за то, чтобы его контролировать, боролись Османская империя и Иран. Его завоевание давало стратегические преимущества для захвата всей остальной Грузии. Картлийские и имеретинские цари всячески старались этому помешать, в то время как владетель Самцхе бек Джакели женился на дочери Трапезундского царя и по-родственному пропускал через свою территорию османов для набегов на Имеретию. Джакели это, впрочем, не помогло — турки захватывали княжество по частям. В 1590 году по мирному договору с Ираном Самцхе перешло к Турции.
Сразу после установления османского господства новые власти стали пытаться ассимилировать местных жителей. Отуречивание происходило по нескольким направлениям. С одной стороны, османы устанавливали новые порядки: вводили налоги, меняли правила наследования. Каждый подданный султана от 16 до 60 лет обязан в случае надобности являться на работы на 20 дней в году — так строили дороги и мосты. Историк и археолог Дмитрий Бакрадзе в своем «Археологическом путешествии по Гурии и Аджаре» пишет: «В двух местах я встретил множество людей, занятых работой. Они проводились под присмотром турецких инженеров по наряду жителями близких и дальних деревень. Обычно каждый дом посылает на дорогу одного человека сроком на три дня, за которые он получает плату по 10 куруши»
С другой стороны, жителей склоняли к отказу от христианства: строили мечети, поощряли ренегатство. На должности назначали только мусульман, поэтому для получения доходного места надо было перейти в магометанство. Местные князья принимали ислам, чтобы султан подтвердил их права на родовые владения и дал звание бека.
Впрочем, гордые и хитрые горцы новые порядки саботировали: например, отказывались от службы в регулярной армии, лишь во время войны выставляя ополченцев-башибузуков. А в быту смешивали мусульманство с христианством. Российский военный историк, академик, генерал-летенант Николай Дубровин пишет в книге «Закавказье»: «Ни в одной части Грузии не сохранилось столько храмов и монастырей, как в этой местности […]. Здесь положено начало христианства и отсюда оно распространилось по всей Грузии. Сохранив язык, нравы и обычаи, население древней Месхии, Верхней Карталинии и Саатабаго удержало и многие христианские обряды, так что магометанская религия, как навязанная силою, не могла пустить здесь прочных корней. Тайные исповедники Христа были повсюду рассеяны между населением, и некоторые фамилии сохранили наследственное право священства, получая рукоположение или в Греции, или в Грузии. Пастыри христианской церкви тайно крестили детей и собирали вокруг себя православных. Даже и мусульмане питали уважение к остаткам христианских храмов и исполняли некоторые христианские обряды: соблюдали посты, праздновали воскресенье и проч».
Но главное, чего не удалось туркам — это отучить грузин пить вино. Хотя они очень старались. Один из путешественников описывает это так: «В ущелье Мачахелис-цкали в одном селении летом 1898 года вырыли из земли большой кувшин с красным вином. Мулла, чтобы вино не пили, всыпал соли и приказал вылить».
Впрочем, никакие санкции не помогали. Высеченные в скалах над обрывом давильни-сацнахели, спрятанные в труднопроходимых дебрях погреба-марани, вьющиеся по деревьям в лесу лозы винограда — все это артефакты национального сопротивления.
После первой мировой войны и революции Батумская область несколько раз переходила от русских к туркам. В 1921 году власть в Батуми захватили большевики, в городе Карс был подписан документ о новых границах между Советским Союзом и Турцией.
Согласно этому договору, Турция передала Советскому Союзу часть Ачары, как тогда называли Аджарию, с ее крупнейшим городом Батуми, а взамен получила от Советского Союза Карс, Артвин и Ардаган.
Некоторые исторические области, такие как Мачахела, например, оказались разделенным на две части – верхняя часть с шестью селениями и столицей области, селом Хертвиси, вошла в состав Турции, а нижняя осталась в Грузии. Многие семьи, веками жившие в этих местах, были разлучены. Но если в двадцатые и ранние тридцатые годы режим границы был мягким и родственники без особых проблем ходили друг к другу в гости и гоняли скот на оказавшиеся за границей пастбища, к концу тридцатых граница была уже на замке. Сегодня Земо, то есть верхняя, Мачахела находится на высоте 400-1200 метров над уровнем моря и относится к Борчхскому району Артвинского вилайета. Все поселения в 30-е годы прошлого века были переименованы, но живут в них в основном грузины, которые благодаря географической изоляции сохранили не только родной язык, но и традиции, жизненный уклад и фольклор.
От Батуми до границы с Турцией 12 км. В паре километров деревня Кемаль Паша — это фактически большой рынок, куда из Грузии «ходят» за дешевым товаром. Ближайший город называется Хопа — как и главный батумский рынок, на котором можно купить все от подушек и пластмассовых тазиков до подержанных автозапчастей. В турецкой Хопе есть каменный арочный мост «царицы Тамар», в лавках принимают лари, почти все говорят по-грузински и главное отличие в том, что в час молитвы с минарета раздается крик муэдзина, усиленный динамиком.